• Original research article
  • March 31, 2020
  • Open access

Comparative Conceptology as a Means to Form the Chinese Students-Philologists’ Linguo-Culturological Competence (by the Material of Literary Text)

Abstract

The article justifies relevance of the comparative linguo-cognitive approach when teaching the analysis and interpretation of the Russian-language literary text to foreign students. Literary text due to its communicative nature can be considered as a form of intercultural communication, since a dialogue between a writer and a foreign reader is eventually a dialogue of two cultures. The authors propose a system of teaching artistic concepts to foreign students, which includes the comparative analysis of analogous concepts in different linguo-cultures, lexical representation of a concept in literary text and linguo-culturological commentary.

References

  1. Бунин И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести. М.: Художественная литература, 1973. 526 с.
  2. Ван Хунвэй, Янь Кай. Цветовой код культуры в формировании языковой картины мира (на материале китайского языка) // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2014. Вып. 49. С. 18-52.
  3. Воркачев С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 5. С. 64-74.
  4. Зимняя И. А. «Ключевые компетентности» - новая парадигма результата образования // Высшая школа сегодня. 2005. № 5. С. 34-42.
  5. Литовкина А. М. Этнолингвистические основы мировосприятия носителей русского и китайского языков // Global & Regional Research. 2019. Т. 1. № 1. С. 157-160.
  6. Макарова Е. А. Антропоцентрические аспекты анализа слова в тексте (на материале субстантивированных прилагательных). Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. 176 с.
  7. Макарова Е. Е. Формирование лингвокультурологической компетенции студентов II курса факультета лингвистики // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х т. Киров: Изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2006. Т. 2. С. 205-208.
  8. Пак А. О. Сопоставительное исследование концепта «красота» в китайском и русском языках [Электронный ресурс]: дисс. … к. филол. н. URL: http://www.dslib.net/sravnit-jazykoved/sopostavitelnoe-issledovanie-koncepta-krasota-v-kitajskom-i-russkom-jazykah.html (дата обращения: 17.11.2019).
  9. Пахноцкая М. А. Лингвокультурологическая компетентность как ведущая в профессиональной компетентности филолога: монография. Тольятти: ТГУ, 2007. 88 с.
  10. Полупан К. Е. Формирование лингвокультурологической компетенции на материале паремий, репрезентирующих концепт «предостережение»: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 2011. 24 с.
  11. Просвирнина И. С. Концепт «скромность» в русской и китайской лингвокультурах: сопоставительный лингвокультурологический анализ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (90). С. 52-56.
  12. Пруцких Т. А., Скобелкина Н. М. Языковая интерференция в лингводидактическом аспекте // Педагогический ИМИДЖ. 2018. Т. 11. № 3 (40). С. 71-78.
  13. Рогозная Н. Н. Исследование речевой деятельности иностранца // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3. С. 163-171.
  14. Словарь русского языка: в 4-х т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Русский язык, 1982. Т. 2. 736 с.; 1984. Т. 4. 794 с.
  15. Терских Т. Ф., Лю Вэй. Выразительные детали при описании персонажей в художественном произведении // Global & Regional Research. 2019. Т. 1. № 1. С. 140-143.
  16. Хайтун П. Сопоставительное изучение концептов русской и китайской лингвокультур: результаты и проблемы // Litera. 2019. № 2. С. 44-52.
  17. Цзюань Лю. Концепт «путешествие» в китайской и русской культурах: автореф. дисс.. к. филол. н. Волгоград, 2004. 20 с.
  18. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/ brokgauz/ (дата обращения: 21.11.2019).

Author information

Anna Mikhailovna Litovkina

Baikal State University

Emiliya Aleksandrovna Makarova

Baikal State University

About this article

Publication history

  • Received: December 3, 2019.
  • Published: March 31, 2020.

Keywords

  • методика русского языка как иностранного (РКИ)
  • компетентностный подход
  • лингвокультурологическая компетенция
  • концепт
  • сопоставительная концептология
  • интерференция
  • художественный текст
  • межкультурная коммуникация
  • культурная коннотация
  • лингвокультурологический комментарий
  • methodology of teaching Russian as a foreign language
  • competence-based approach
  • linguo-culturological competence
  • concept
  • comparative conceptology
  • interference
  • literary text
  • intercultural communication
  • cultural connotation
  • linguo-culturological commentary

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)