• Original research article
  • June 26, 2020
  • Open access

Choice of Professionally Oriented Educational Texts and Description of Their Communicative Arrangement on the Basis of Meta-Thematic Approach (by the Material of Engineering-Technical Profile Texts)

Abstract

The article describes specificity of the meta-thematic approach as one of the most efficient means to describe the text communicative arrangement and to choose educational texts while teaching professional foreign language to Bachelor’s degree students, Master’s degree students and postgraduate students of the engineering-technical profile. The author summarizes results of a meta-thematic analysis conducted by the material of nearly forty most popular textbooks and student’s guides on profile disciplines; identifies realization of seven most frequent meta-themes, proposes some observations on how specificity of the text communicative arrangement influences techniques of working with the text in the classroom. Prospects for further study of this problem are determined.

References

  1. Авдеева И. Б. Архитектоника инженерного текста как объект описания подъязыка специальности и как объект обучения ему: дисс.. к. пед. н. М., 1997. 325 с.
  2. Аликаев Р. С. Стилистическая парадигма языка науки: дисс. … д. филол. н. Нальчик, 1991. 337 с.
  3. Аросева Т. Е., Рогова Л. Г., Сафьянова Н. Ф. Научный стиль речи: технический профиль. М.: Русский язык. Курсы, 2015. 311 с.
  4. Бахтина Л. Н. Русский язык для математиков: учеб. пособие для иностранцев, изучающих рус. яз. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 144 с.
  5. Вавулина А. В., Клобукова Л. П., Чекалина В. Л. Русский язык для юристов: учеб. пособие по рус. яз. для иностранных учащихся 1-го курса юр. вузов и фак-тов России. М.: Русский язык. Курсы, 2011. 359 с.
  6. Ванников Ю. В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности. М.: ВЦП, 1984. 50 с.
  7. Вейзе A. A. Методика обучения чтению научно-технического текста. Мн.: Белорусский гос. ун-т, 1982. 96 с.
  8. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Наука, 1982. 368 с.
  9. Изаренков Д. И. Лингвометодическая интерпретация учебного текста // Русский язык за рубежом. 1995. № 3. С. 58-66.
  10. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н., Правдина Н. Е. Русский язык для экономистов. Готовимся к профессиональной деятельности: учеб. пособие для иностранцев, изучающих русский язык. Уровень В2. М.: Русский язык. Курсы, 2012. 160 с.
  11. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими: учеб. пособие. Пермь: Пермский государственный университет, 1972. 395 с.
  12. Куриленко В. Б. Обучение иностранных студентов технического профиля рецепции и продукции дефиниции предметного термина (понятия): дисс. … к. пед. н. М., 1996. 217 с.
  13. Лукьянова Л. В. Русский язык для медиков: учеб. пособие для иностранных студентов 1-го курса. СПб.: Златоуст, 2001. 121 с.
  14. Марков В. Т. Лингводидактическое описание учебного текста и технология обучения речевому общению иностранных студентов гуманитарного профиля: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2004. 44 с.
  15. Метс Н. А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М.: Русский язык, 1981. 191 с.
  16. Мотина Е. И. Язык и специальность. М.: Русский язык, 1988. 176 с.
  17. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1974. 260 с.
  18. Петрова Г. М. Моделирование технических текстов инженерного профиля как методическая проблема: дисс. … к. пед. н. М., 2002. 216 с.
  19. Петрова Г. М. Русский язык в техническом вузе. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 144 с.
  20. Пумпянский А. Л. Чтение и перевод английской научно-технической литературы: лексика, грамматика, фонетика, упражнения. Мн.: Попурри, 1997. 608 с.
  21. Силантьева М. В. Метатемный подход как основа отбора и анализа учебных текстов в целях преподавания русского языка как иностранного (на материале текстов учебников по физическим дисциплинам) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2019. № 5 (138). С. 44-48.
  22. Силантьева М. В. Специфика применения метатемного подхода к текстам учебной литературы по специальности «Ядерная энергетика и теплофизика» (на примере реализации метатемы «Общая характеристика объекта») // Преподаватель XXI век. 2019. № 4: в 2-х ч. Ч. 1. С. 110-119.
  23. Сойникова А. Д. Реализация метатемного подхода в обучении студентов-нефилологов аудированию учебного специального текста (предвузовское обучение, медико-биологический профиль) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». 2009. № 3. С. 110-113.
  24. Соловьева Е. В., Арбатская О. А., Середина Н. П. Спектр: пособие по чтению и развитию речи для иностранных учащихся тех. вузов. М.: Русский язык. Курсы, 2013. 200 с.
  25. Соляник О. Е. Вектор: учеб. пособие по рус. яз. для иностранных учащихся тех. вузов. М.: Русский язык. Курсы, 2014. 256 с.
  26. Цветкова И. В. Комплексный подход к обучению иностранных студентов инженерного профиля чтению и говорению на материале текстов по специальности: дисс. … к. пед. н. М., 2001. 232 с.

Author information

Milena Vladimirovna Silant'eva

Lomonosov Moscow State University; National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Moscow

About this article

Publication history

  • Received: March 11, 2020.
  • Published: June 26, 2020.

Keywords

  • инженерно-технический профиль
  • классификация текстов
  • метатемный подход
  • отбор текстов
  • русский язык как иностранный
  • тип коммуникативной организации текста
  • язык специальности
  • engineering-technical profile
  • texts classification
  • meta-thematic approach
  • choice of texts
  • Russian as a foreign language
  • communicative type of text
  • professional language

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)