• Original research article
  • September 30, 2020
  • Open access

Oriental and Regional Mythopoetical Images of Birds in S.-M. Salinsky’s Story “Birds Come Back to Dreams”

Abstract

The article focuses on studying mythopoetics as a meaning-formative basis of S.-M. Salinsky’s story “Birds Come Back to Dreams”. Scientific originality of the paper is conditioned by the fact that for the first time S.-M. Salinsky’s story is analysed from the viewpoint of oriental and regional mythopoetics and also by the fact that the writer is considered as a bearer of frontier mentality - the author’s consciousness was formed under the conditions of the interethnic multicultural space. S.-M. Salinsky’s artistic world represents the Far Eastern frontier culture where an individual’s worldview formation occurred under the conditions of ethno-migrational, ethno-social and ethno-religious transformations of the middle of the XIX - the beginning of the XX century. The research findings are as follows: the author shows how under the conditions of the Far Eastern multicultural space, frontier mythology formed the artist’s worldview. Bird images and related motives in the writer’s creative work are associated with different spiritual and religious conceptions and beliefs. Folkloric syncretism (combination of the Russian, Polish, Korean, Japanese, Chinese, Tungusic folklore elements) formed a natural basis of Pacific Russia’s ethno-cultural worldview.

References

  1. Арсеньев В. К. Искатели женьшеня в Уссурийском крае // Рубеж. 2008. № 8. С. 335-343.
  2. Арсеньев В. К. Лесные люди удэхейцы. Владивосток: Книжное дело, 1926. 46 с.
  3. Байков Н. Великий Ван; Чёрный капитан. Владивосток: Альманах «Рубеж», 2009. 528 с.
  4. Байков Н. Женьшень // Рубеж. 2004. № 5. С. 209-222.
  5. Бакшеев Е. С. Сакральные птицы в древнеяпонской культуре синто // Синто и японская культура: труды VIII Международного симпозиума Международного научного общества Синто / под ред. А. Н. Мещерякова. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 20-28.
  6. Благословенный Запад? [Электронный ресурс]. URL: http://noldo-ecthelion.livejournal.com/88742.html (дата обращения: 14.07.2020).
  7. Браиловский С. Н. Тазы или Удиhэ: опыт этнографического исследования. М.: Книга по Требованию, 2011. 230 с.
  8. Доброва Е. В. Популярная история мифологии. М.: Вече, 2003. 512 с.
  9. Ежов В. В. Мифы древнего Китая / предисл. и коммент. И. О. Родина. М.: Астрель; ACT, 2004. 496 с.
  10. Жарикова Е. Е. Ориентальные мотивы в поэзии русского зарубежья Дальнего Востока. Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2007. 116 с.
  11. Железная птица [Электронный ресурс]. URL: https://www.rulit.me/books/zheleznaya-ptica-read-522291-1.html (дата обращения: 28.06.2020).
  12. Зубов А. Б. Внутренний смысл шаманского посвящения [Электронный ресурс]. URL: https://religion.wikireading.ru/ 168401 (дата обращения: 15.07.2020).
  13. Ибн Сина Абу Али. Газели [Электронный ресурс]. URL: https://modernlib.net/books/ibn_sina_abu_ali/izbrannoe/ read_1/ (дата обращения: 26.06.2020).
  14. Ивойлова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство: историко-культурологический и педагогический аспекты // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 92-94.
  15. Керлот Х. Э. Словарь символов / отв. ред. С. В. Пролеев. М.: REFL-book, 1994. 608 с.
  16. Кингир - железная птица (эвенкийская сказка) [Электронный ресурс]. URL: http://www.skazayka.ru/kingir-zheleznaya-ptitsa-evenkiyskaya-skazka/ (дата обращения: 28.06.2020).
  17. Кириллова Е. О. Художественная репрезентация межкультурного и межэтнического диалога в автобиографической повести С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны» // Известия Восточного института. 2018. № 1 (37). C. 85-96.
  18. Кириллова Е. О. Художественное воплощение корейского мифо-ритуального комплекса в дальневосточной повести русско-польского писателя С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны» // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке - 2018: VII Международная корееведческая конференция (17-18 мая 2018 г.) / отв. ред. И. А. Толстокулаков. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2018. С. 271-280.
  19. Кириллова Е. О. Этнические компоненты корейско-удэгейского фольклора как основа создания мифопоэтического пространства в повести С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны»: к постановке проблемы // Материалы VIII Международной корееведческой конференции ДВФУ (г. Владивосток, 17-18 мая 2019 г.) / отв. ред. М. П. Кукла. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2019. С. 169-180.
  20. Кириллова Е. О. Этнологическая основа автобиографической повести С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны»: корейские страницы межэтнических и инокультурных взаимоотношений в Южно-Уссурийском крае конца ХIХ - первой четверти ХХ в. // Россия и Корея в меняющемся мировом порядке - 2017: VI Международная корееведческая конференция (17-18 мая 2017 г.) / отв. ред. И. А. Толстокулаков. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017. С. 119-128.
  21. Кириллова Е. О., Соловьянова М. В. Мифопоэтические образы в дальневосточной повести С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны» // Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации: статьи участников VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17 февраля 2017 г.) / отв. ред. А. А. Новикова. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. С. 30-43.
  22. Кори [Электронный ресурс] // Бестиарий: 10 эпических монстров России. URL: https://monstry.tass.ru/ptica-kori/ (дата обращения: 03.03.2020).
  23. Лебедева Е. П., Аврорин В. А. Орочские сказки и мифы. Новосибирск: Наука, 1966. 236 с.
  24. Левкиевская Е. Е. Ирей (ирье - др.-рус.) // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5-ти т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 1999. Т. 2. Д (Давать) - К (Крошки). С. 422-423.
  25. Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах - 2003. М.: Индрик, 2004. С. 342-367.
  26. Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: опыт этнографического исследования. Владивосток: Тип. Упр. вн. дел, 1922. 370 с.
  27. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2018. 320 с.
  28. Лотман Ю. М. Структура художественного текста [Электронный ресурс]. URL: http://waplib.com.ua/book/35262/ (дата обращения: 17.04.2011).
  29. Макарова И. С. Мифопоэтические образы «яйцо», «птица», «змей» в мировой культуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (33). Ч. 2. C. 133-136.
  30. Марэбито - гость потустороннего мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.japanesedolls.ru/index/0-1322 (дата обращения: 28.06.2020).
  31. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический Проект; Мир, 2012. 331 с.
  32. Мельникова Т. Птицы небесные // Словесница искусств. 2001. № 2 (8). С. 8-9.
  33. Милянчук Н. С. Возвращение как семантическая доминанта эмигрантского текста (на примере повести С.-М. Салинского «Птицы возвращаются в сны») // Владивосток - точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: Вторая международная научная конференция (г. Владивосток, 12-14 октября 2016 г.) / отв. ред. С. М. Дударёнок. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2016. С. 191-192.
  34. Милянчук Н. С. «Очч хроший челавечек»: филолог ДВФУ - о «гламуре» и красоте сказанных слов [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/504588/ (дата обращения: 28.06.2020).
  35. Милянчук Н. С. Языковая репрезентация взаимодействия культур в идиостиле писателя-эмигранта (на материале текстов М. Щербакова) // Программа и тезисы Первой совместной международной филологической конференции Тамканского университета и Дальневосточного федерального университета (5 декабря 2014 г.). Тайвань, Тайбэй: ТКУ, 2014. С. 42-43.
  36. Мифологический бестиарий: от Алконоста до Ягила / авт.-сост.: Н. Голь, Ф. Елоева, Д. Норин, Е. Стрельцова. Калининград: Янтарный сказ, 1999. 240 с.
  37. Миякодори [Электронный ресурс] / пер. В. Марковой // Японская поэзия. URL: http://japanpoetry.ru/poetry/19519 (дата обращения: 28.06.2020).
  38. Нанайский фольклор: нингман, сиохор, тэлунгу / сост. Н. Б. Киле; отв. ред. Е. П. Лебедева, Л. Е. Фетисова. Новосибирск: Наука, 1996. 478 с.
  39. Оплачко А. А. Основные функции птиц в удэгейских ниманку // Записки Гродековского музея. Хабаровск: ХКМ им. Н. И. Гродекова, 2017. Вып. 35. С. 69-74.
  40. Подмаскин В. В. Народные знания удэгейцев: историко-этнографическое исследование по материалам ХIХ-ХХ вв. Владивосток: ДВО РАН, 1998. 228 с.
  41. Подмаскин В. В., Киреева И. В. Удэгейские мифы, легенды, сказки. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010. 216 с.
  42. Салинский С.-М. Птицы возвращаются в сны. Повесть-явь. Повесть-сон / пер. с пол. А. Сапёлкина; ред. А. Брюханов. Владивосток: Валентин, 2015. 320 с.
  43. Самар А. П. Лечебная скульптура нанайцев (середина XIX - начало XX века) // Историко-культурные связи между коренным населением тихоокеанского побережья Северо-Западной Америки и Северо-Восточной Азии: к 100-летию Джезуповской северо-тихоокеанской экспедиции: материалы Междунар. науч. конф. (г. Владивосток, 1-5 апр. 1998 г.). Владивосток: Изд-во Института истории ДВО РАН, 1998. С. 292-300.
  44. Сем Т. Ю. Типы погребений и ареалы их распространения у тунгусо-маньчжурских народов Приамурья и Приморья (конец ХIХ - начало ХХ века) // Культура народов Дальнего Востока: традиции и современность. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 109-119.
  45. Сем Ю. А., Сем Л. И., Подмаскин В. В., Старцев А. Ф., Фадеева Е. В., Янчев Д. В. История и культура тазов: историко-этнографические очерки (вторая половина ХIХ - начало ХХI в.). Владивосток: Дальнаука, 2019. 416 с.
  46. Серебряный цвет в психологии [Электронный ресурс]. URL: https://astroson.com/psikhologiya/serebryanyy-cvet-v-psikhologii/ (дата обращения: 16.07.2020).
  47. Синяя птица - полное толкование крылатой фразы [Электронный ресурс] // Русские афоризмы. URL: https://aphorismos. ru/phrase/siniaia-ptitca/ (дата обращения: 16.07.2020).
  48. Старцев А. Ф. Мировоззрение тазов Ольгинского района Приморского края о природе // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 4 (4). С. 55-63.
  49. Старцев А. Ф. Погребальная обрядность удэгейцев // Культура Дальнего Востока: ХIХ-ХХ вв. Владивосток: Дальнаука, 1992. С. 113-122.
  50. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 245 с.
  51. Фетисова Л. Е. Традиционный повествовательный фольклор тунгусо-маньчжуров // Россия и АТР. 2013. № 3 (81). С. 128-141.
  52. Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / сост. М. Д. Симонов, В. Т. Кялундзюга, М. М. Хасанова. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. 561 с.
  53. Шимкевич П. П. Некоторые моменты из жизни гольдов и связанные с жизнью cyeвepия // Этнографическое обозрение / под ред. Н. А. Янчука. М.: Типография А. А. Левенсона, 1897. Кн. XXXIV. № 3. С. 1-20.
  54. Щепная птица счастья [Электронный ресурс]. URL: https://3otveta.ru/shchepnaya-ptitsa-schastya/ (дата обращения: 23.06.2020).
  55. Щукин В. Заметки о мифопоэтике «Грозы» // Вопросы литературы. 2006. № 3. С. 180-195.
  56. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В. П. Большакова. М.: Академический Проект, 2014. 235 с.

Author information

Elena Olegovna Kirillova

Far Eastern Federal University; Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East of the Far-Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences

About this article

Publication history

  • Received: August 9, 2020.
  • Published: September 30, 2020.

Keywords

  • С.-М. Салинский
  • «Птицы возвращаются в сны»
  • мифопоэтические образы птиц
  • этнокультурные и межэтнические взаимодействия
  • дальневосточная литература
  • S.-M. Salinsky
  • “Birds Come Back to Dreams”
  • mytho-poetical images of birds
  • crosscultural and interethnic interactions
  • Far Eastern literature

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)