• Original research article
  • July 30, 2021
  • Open access

Language Game as a Form of Linguistic Education of Foreign Students Studying Russian as a Foreign Language (by the Material of Ergonyms)

Abstract

The paper aims to identify peculiarities of using language game techniques when working with ergonyms at the lessons of Russian as a foreign language. Scientific originality of the study includes an innovative approach to organizing foreign students’ educational work on the discipline “The Russian Language”. The proposed approach involves analysing cases of the language norm violation in urban object nominations. For the first time, the language game phenomenon is examined not through the lens of marketing or journalism but from the viewpoint of its didactic potential. The findings justify efficiency of using regional toponymic material when teaching the Russian language to foreign students. Introducing regional ergonyms based on a language game into educational process promotes foreign students’ Russian-language competence formation, enhances their immersion into new sociocultural environment.

References

  1. Анчек С. Х. Этнический феномен в структуре языковой личности (на материале адыгской языковой личности) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2. Филология и искусствоведение. 2020. № 2 (257). С. 17-23.
  2. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Языки русской культуры, 1997. 576 с.
  3. Вермишова П. И. Современные эргонимы как отражение унификации языкового пространства российских городов // Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 18-20 мая 2017 г.). Белгород: Эпицентр, 2017. С. 103-107.
  4. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с.
  5. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности / пер. с англ. Л. Добросельского. М.: ACT, 2010. 250 с.
  6. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / пер. и примеч. А. В. Михайлова. М.: Наука, 1977. 703 с.
  7. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. статьи А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. 451 с.
  8. Денисова Е. П. Языковая игра как средство воздействия на избирателей (на материале предвыборных плакатов на немецком языке) // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2020. № 4 (67). С. 116-121.
  9. Емельянова А. М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города: на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы: автореф. дисс. … к. филол. н. Уфа, 2007. 23 с.
  10. Имя нарицательное и собственное: сборник статей / отв. ред. д. филос. н. А. В. Суперанская. М.: Наука, 1978. 207 с.
  11. Караулов Ю. Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность: сборник статей / отв. ред. Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1989. С. 3-8.
  12. Книга Ю. А. Лексическая языковая игра как средство реализации стратегии самопрезентации (на материале постов Твиттера) // Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в УВО: материалы V Международного научно-практического онлайн-семинара (вебинара). Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. С. 81-84.
  13. Колесникова Л. Н. Языковая личность в аспекте диалога культур / М-во образования РФ; Орл. гос. ун-т; Орл. фил. Ин-та общ. сред. образования Рос. акад. образования. Орел: Орловский государственный университет, 2001. 286 с.
  14. Кондратьева Т. С., Тыщенко А. В. Особенности реализации языковой игры в переводах романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере // Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сборник научных трудов / ред. И. П. Хутыз и др. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. С. 169-175.
  15. Копорский С. А. О лексико-семантических особенностях наименований (названия кинотеатров) // Мысли о современном русском языке: сборник статей / под ред. акад. В. В. Виноградова; сост. А. Н. Кожин. М.: Просвещение, 1969. С. 24-30.
  16. Крюкова И. В. Рекламное имя: рождение, узуализация, восприятие: учебное пособие по спецкурсу. Волгоград: Перемена, 2003. 118 с.
  17. Крючкова А. Д. Формирование вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов IX Международной конференции (г. Саратов, 21-22 февраля 2017 г.). Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 245-249.
  18. Морозова М. Н. Названия бытовых, торговых, культурных объектов в городах Поволжья // Ономастика Поволжья: материалы IV Международной научной конференции / отв. ред. В. А. Никонов, Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордовский государственный университет, 1976. С. 31-39.
  19. Пономаренко И. Н. Современный эргоним: от слова к тексту // Русский язык в поликультурном мире: сборник научных статей III Международного симпозиума (г. Ялта, 08-12 июня 2019 г.): в 2-х т. Симферополь: Ариал, 2019. Т. 1. С. 353-358.
  20. Русская разговорная речь / отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука, 1973. 445 с.
  21. Самосенкова Т. В. Трансформация «вторичной» языковой личности в процессе углубленного изучения русского языка как иностранного // Российская академия образования: фундаментальные исследования и их интеграция в современную образовательную среду: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 75-летию РАО (г. Орёл, 19-20 сентября 2018 г.). Орёл: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2018. С. 145-152.
  22. Селютин А. А. Предпосылки для выделения новой категории языковой личности: корпоративная языковая личность // Языковая личность в современном коммуникативном поле: коллективная монография / под ред. Е. А. Селютиной, О. Г. Усановой. Челябинск: Энциклопедия, 2017. С. 18-42.
  23. Фадеева О. А. К вопросу о формировании вторичной языковой личности при обучении иностранному языку для специальных целей // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 21. С. 1512-1517.
  24. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: сборник статей / под ред. Ю. С. Степанова, Е. А. Земской, А. М. Молдована. М.: РАН ИРЯ, 1995. С. 280-287.
  25. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. 448 с.
  26. Щеникова Е. В. Неузуальные слова в системе нижегородской автоэргонимии: семантический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 2. С. 273-278.
  27. Щетинин Л. М. Имена и названия. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1968. 216 с.

Author information

Lyubov Sergeevna Golovina

PhD

Pskov State University

About this article

Publication history

  • Received: May 20, 2021.
  • Published: July 30, 2021.

Keywords

  • русский язык как иностранный
  • эргоним
  • языковая игра
  • лингвистическое развитие
  • вторичная языковая личность
  • Russian as a foreign language
  • ergonym
  • language game
  • linguistic education
  • secondary linguistic personality

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)