• Original research article
  • September 4, 2023
  • Open access

Metaphorical worldview of students as a means of conceptualising the specifics of education in the postmodern era (based on the material of an associative experiment)

Abstract

The aim of the research is to reconstruct fragments of the metaphorical worldview of a modern student by examining the features of metaphorisation of the UNIVERSITY, TEACHER and STUDENT concepts in students’ worldview. The scientific novelty of the paper lies in considering metaphor as a means of conceptualising the key features of the postmodern era, such as the uncertain future, the chaotic and unpredictable world, in the metaphorical worldview of a modern Russian student. As a result, the author identifies the universal educational metaphors that help to construct a cross-section of students’ metaphorical worldview, which include metaphors of travel, family, work, zoomorphic metaphors and some others. Based on the analysis of the metaphors, it has been found that the metaphorical worldviews of students in different years of study are not identical – they differ in peripheral features of the concepts under consideration, which makes it possible to distinguish “bright” (positive) images of modern education, characteristic of first-year students, and “gloomy” (negative) images, peculiar to advanced undergraduate students. The predominance of the latter suggests that the feelings of anxiety and uncertainty are the key features of the postmodern era personality.

References

  1. Акулова Т. А. Постмодерн и постмодернизм: катастрофа и/или новая гармония // Reflexio. 2020. Т. 13. № 1.
  2. Барков С. А., Зубков В. И. Метанарративы: судьба научных идей в эпоху постмодерна // Социология. 2018. № 2.
  3. Барнетт Р. Осмысление университета // Теоретические вопросы образования: хрестоматия. Мн.: Белорусский государственный университет, 2013.
  4. Бокова Т. Н., Морозова В. И. Влияние идей постмодернизма на высшее образование в России // Проблемы высшего образования и современные тенденции социогуманитарного знания (VIII Арсентьевские чтения): мат. всерос. науч. конф. с междунар. участием (г. Чебоксары, 17 декабря 2019 г.). Чебоксары: Среда, 2020.
  5. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Метафора в политической коммуникации: монография. Изд-е 3-е, стер. М.: Флинта, 2018.
  6. Будаев Э. В., Чудинов А. П., Цыганкова А. В. Педагогическая метафорология // Филологический класс. 2017. № 4 (50).
  7. Валеева Е. В. Актуализация универсальных образовательных метафор: опыт прошлого в настоящем // Школьные технологии. 2019. № 4.
  8. Вардзелашвили Ж. Метафорическая картина мира в русском языке: автореф. дисс. … д. филол. н. 2002. URL: http://vjanetta.narod.ru/ref.html
  9. Голубева В. В. Метафорическая «картина мира» в центральных печатных СМИ (на материале общественно-политической газеты «Аргументы и Факты») // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики: сб. по мат. всерос. конф. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020.
  10. Гуревич П. С. Культурология: учеб. пособие. М., 1999.
  11. Жанцанова М. Г., Дагбаев Д. Э. Концепт УЧИТЕЛЬ в современной лингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2.
  12. Залевская А. А. Ментальный лексикон: конструкт, метафора или миф? // GISAP: Philological Sciences. 2015. № 8.
  13. Кабаченко Е. Г. Концепт УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК в сознании современных педагогов (образный компонент) // Лингвокультурология. 2009. № 3.
  14. Кубрякова Е. С. Язык и знания: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  15. Кунц Е. В. «От поучения к игре». Современные задачи высшего образования // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2021. Т. 10. № 3.
  16. Курленя К. М. Образование как фантасмагория // Идеи и идеалы. 2020. № 4-1.
  17. Марданова М. А. Метафорическое моделирование системы образования в российском медиадискурсе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 3 (116).
  18. Милованова Н. Г., Кандаурова А В. Тенденции изменения образования в социокультурном контексте постмодерна // Современное научное знание в условиях системных изменений: мат. III нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Омск: Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, 2019.
  19. Муравьева А. Е., Мучкина Е. С. Метафорическая репрезентация образовательного процесса в англоязычном педагогическом интернет-дискурсе // Credo Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2021. № 3.
  20. Ореховский П. А. Концепты «университета» в различных дискурсах и российская реформа образования // Вопросы теоретической экономики. 2017. № 1 (1).
  21. Ореховский П. А., Разумов В. И. Время карнавала: российская высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. № 3-1.
  22. Павленко В. Г. Лингвокультурологическая модель концепта ОБУЧЕНИЕ в национальном самосознании (на материале английского языка) // Концепт. 2019. № 6.
  23. Петров В. П. Постмодернизм и его роль в современном образовании // Великие реки’2019: тр. науч. конгресса 21-го междунар. науч.-промышл. форума: в 3-х т. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2019. Т. 2.
  24. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999.
  25. Радугин А. А., Гурина Е. М. Основные характеристики эпохи постмодерна // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132).
  26. Ращупкина Е. И. Концепт УЧИТЕЛЬ в языковом сознании учащихся (на материале свободного ассоциативного эксперимента) // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 2.
  27. Севастов К. В. Постмодернистское образование: проблема гипермножественности культуры и автономности субъекта // Диверсификация педагогического образования в условиях развития информационного общества: мат. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Белорус. гос. ун-та (г. Минск, 19 ноября 2021 г.) / гл. ред. Д. Г. Медведев. Мн.: Белорусский государственный университет, 2022.
  28. Севастьянов Д. А. Постмодернизм в образовании и системные инверсии // Идеи и идеалы. 2021. № 1-1.
  29. Тарева Е. Г. Языковое образование в эпоху постмодернизма: кризис системности или новая системность? // Язык и культура. 2021. № 53.
  30. Чудакова Н. М. Современное образование в зеркале концептуальной метафоры // Педагогическое образование в России. 2018. № 1.
  31. Barnett R. The homeless student – and recovering a sense of belonging // Journal of University Teaching and Learning Practice. 2022. Vol. 19 (4).
  32. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: The University of Chicago Press, 1980.

Author information

Anastasia Sergeyevna Ignatieva

PhD

Irkutsk State University

About this article

Publication history

  • Received: April 30, 2023.
  • Published: September 4, 2023.

Keywords

  • образовательная метафора
  • метафорическая картина мира студента
  • концепты УНИВЕРСИТЕТ, СТУДЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • концептуальная картина мира
  • эпоха постмодерна
  • educational metaphor
  • metaphorical worldview of a student
  • UNIVERSITY, STUDENT, TEACHER concepts
  • conceptual worldview
  • postmodern era

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)