• Original research article
  • August 28, 2024
  • Open access

Features of the functioning of allegory in the works of 20th-century Russian monastic literature

Abstract

The aim of the research is to present the main features of the functioning of allegory in the works of 20th-century Russian monastic writers. The paper examines Christian allegory as a specific tropeic phenomenon. The specificity of the use of Christian allegory lies in its orientation toward the culture-forming texts of the Bible; in its fixation in the didactic parts of the text dedicated to the salvation of the soul, spiritual perfection, the need to strive for virtue; in the authors’ appeal to allegorical images with stable interpretations embedded in the culture; in its concentration on allegories that are part of the established allegorical imagery corpus, which formed as Christian literature were developing. The central place in the work is occupied by the study of the representation of ideas important for church writers through allegory, the actualization of Christian meanings. The scientific novelty of the research lies in the fact that it uses theolinguistic analysis to study the works of Russian monastic literature, indicates the stylistic functions of allegory in the ecclesiastical-religious style, and identifies the main features of the use of allegory. As a result, the following has been proved: when affirming thoughts related to the perniciousness of sins, authors resort to Christian allegories, using images of a swamp, abyss, net, thorns, tree branches, spiderwebs; when describing the life of a person and the path of a Christian, images of a ship, boat, sea, storm, and house are used; in reasoning about virtues, images of water, sun, and sky are chosen. There are several stylistic functions of allegory identified in the texts of monastic literature, such as pictorial, syndicating, emotive, prescriptive, meaning-forming, didactic, axiological. The features of the functional orientation of allegory in the works of monastic literature are as follows: the use with didactic religious-Christian goals, i.e., aversion from sin and encouragement to acquire virtues, strive for the salvation of the soul, moral perfection, spiritual alertness, and the cultivation of the inner person.

References

  1. Амеличева В. М. Предлог de в метафоре и аллегории (на материале французской поэзии) // Риторика. Лингвистика. 2018. № 13.
  2. Арутюнян Ю. И. Аллегории добродетелей и пороков в европейском искусстве VIII-XVIII вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2023. № 2 (55).
  3. Астэр И. В. Социокультурный феномен православного монашества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 82-1.
  4. Бугаева И. В. Изучение языка религии // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2021. № 4.
  5. Буланин М. Д. Древнерусские патерики: метаморфозы жанра ранней монашеской письменности // Cahiers d’histoire russe, est-européenne, caucasienne et centrasiatique. 2022. Vol. 63/2.
  6. Громов М. Н. Исихазм в восточнославянской культуре // Вестник славянских культур. 2009. Т. XI. № 1.
  7. Дьячкова Н. А. Монашеская речевая культура // Церковь. Богословие. История. 2024. № 5.
  8. Забогонская И. Л. Особенности пуританской концепции паломничества в аллегории Джона Беньяна «Путь паломника» // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия A: Гуманитарные науки. 2010. № 1.
  9. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. Том первый: основоположительный. Книга вторая: опыт систематического раскрытия вопроса.
  10. Ицкович Т. В. Современная православная проповедь: категориально-текстовой аспект // Филология: научные исследования. 2021. № 4.
  11. Казанцева И. А. Православная аксиология в русской прозе ХХ-XXI веков: автореф. дисс. … д. филол. н. Тверь, 2011.
  12. Калиткина Г. В. Растительные образы в книзѣ ψаломстѣй: путь от аллегории к терминальной метафоре // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 66.
  13. Карасик В. И. Модусы интерпретации: эмблемы, аллегории, символы // Семантика и прагматика языковых единиц: доклады междунар. науч. конф. (г. Калуга, 20-22 сентября 2019 г.) / отв. ред. А. Н. Еремин. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2019.
  14. Кашеваров А. Н. Церковная проповедь В ХVIII – первой половине ХIХ века: особенности эволюции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 1.
  15. Квинтилиан М. Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. СПб., 1834. Часть II. Книга восьмая.
  16. Колесов В. В. Стилистика и поэтика Кирилла Туровского // Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях: альманах. СПб. – Казань, 2016. Вып. 6 / под ред. д. филос. н. В. В. Милькова и д. и. н. П. И. Гайденко.
  17. Коренева Ю. В. Отражение греческо-византийского монашеского исихазма в русской религиозной номинации // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: сборник научных трудов / отв. ред. О. В. Розина. М.: МГОУ, 2021.
  18. Кудряшова А. А. Христианские семейные традиции в русской автобиографической прозе // Православие и русская литература: сборник научных статей / отв. ред. Б. С. Кондратьев. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016.
  19. Лебедева В. Ю. К вопросу о «болотной теме» в русскоязычном дискурсе В. В. Набокова // Вестник Литературного института имени А. М. Горького. 2018. № 1.
  20. Леонов В., протоиерей. Обожение // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М.: Православная энциклопедия, 2018. Т. LII. Ной – Онуфрий.
  21. Леонов И. С., Корепанова В. А. Поэтика православной прозы XXI века. Ярославль, 2011.
  22. Лепахин В. В. Умное делание (О содержании и границах понятия «исихазм») // Вестник русского христианского движения. 1992. № 164.
  23. Макарова А. С. К вопросу о статусе теолингвистики как отрасли языкознания // IV Фирсовские чтения. Язык в современных дискурсивных практиках: материалы докладов и сообщений международной научно-практической конференции (г. Москва, 22-23 октября 2019 г.) / под ред. А. С. Борисовой, А. В. Игнатенко, Т. В. Лариной, О. В. Ломакиной. М.: РУДН, 2019.
  24. Матей И. К. Лексико-семантические особенности русского православного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58).
  25. Махов А. Е. Природа и аллегория в эмблемах Иоахима Камерария // Аллегория в истории зарубежной литературы: от поздней античности до романтизма / отв. ред. А. В. Топорова. М.: ИМЛИ РАН, 2019.
  26. Морозов А. А. Метафора и аллегория у Стефана Яворского // Поэтика и стилистика русской литературы. Памяти академика В. В. Виноградова / АН СССР, ИРЛИ; отв. ред. М. П. Алексеев. Л., 1971.
  27. Морозова А. В. Аллегорические ансамбли семи свободных искусств в европейском искусстве от ренессанса к барокко // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2021. № 2.
  28. Новак М. О. О некоторых базовых терминах теолингвистики с позиций истории языкознания // Язык и религия: тезисы докладов международной научной конференции (г. Екатеринбург, 15-17 сентября 2021 г.). Екатеринбург: Ажур, 2021.
  29. Попова М. К. Аллегория в английской литературе средних веков. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.
  30. Постовалова В. И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки и направления // Хрестоматия теолингвистики: сборник статей / Instytut Slawistyki Uniwersytetu Opolskiego (Polska); ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России. Ульяновск: ООО «Мастер Студия», 2019. Т. 2.
  31. Рафаил (Карелин), архимандрит. Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2018.
  32. Салищев Д. Интертекстуальный анализ как метод интерпретации текстов церковной литературы (на примере избранных проповедей свт. Филарета (Дроздова)) // Богословский вестник. 2023. № 1 (48).
  33. Селиванова А. Д. Рондо Карла Орлеанского: символ круга и аллегория Фортуны // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 5.
  34. Сергеева В. С. Пространство средневековой аллегории: «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1 (9).
  35. Сержантов П. Б. Исихастская антропология о временном и вечном / Ин-т философии Рос. акад. наук. М.: Центр библейско-патрологических исследований отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; Православный паломник, 2010.
  36. Смолина А. Н. Модель описания речевого жанра «духовный дневник»: основные параметры и воплощение (стилистический и теолингвистический аспекты) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 3.
  37. Соснин А. В. Концептуализация Лондона через женское начало // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 2.
  38. Стаф И. К. Миф о нарциссе во французской литературе раннего ренессанса: фрагмент, аллегория, эмблема // Studia Litterarum. 2024. Т. 9. № 1.
  39. Ужанков А. Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009.
  40. Хазагеров Г. Г. Неясности в теории аллегории и символа // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. № 4 (42).

Author information

Andzhella Nikolaevna Smolina

Dr

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Ekaterina Aleksandrovna Kudriavtceva

PhD

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

About this article

Publication history

  • Received: July 18, 2024.
  • Published: August 28, 2024.

Keywords

  • христианская аллегория
  • русская монашеская словесность
  • стилистические функции аллегории
  • теолингвистический анализ
  • актуализация христианских смыслов
  • Christian allegory
  • Russian monastic literature
  • stylistic functions of allegory
  • theolinguistic analysis
  • actualization of Christian meanings

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)