The role of action verbs in the word "school" in the prose of the 1950s and 1960s by F. A. Vigdorova
Abstract
The purpose of the study is to determine the artistic and stylistic role of action verbs for the word "school" in the works of the 1950s and 1960s by F. A. Vigdorova. The article analyzes the semantics and connotative halo of the verbal vocabulary of the word "school" based on a continuous sample. It is established that these units reveal the writer's intention: to show the new, emerging system of Soviet education in the 1920s and 1930s against the background of events of a controversial historical era. The scientific novelty is due to the fact that the action verbs for the word "school" in the prose of the 1950s and 1960s of F. A. Vigdorova are considered for the first time from the point of view of linguistics. The results of the work make a significant contribution to the study of the language and style of F. A. Vigdorova, as well as to the author's lexicography. As a result, it is proved that the action verbs for the word "school" in the prose of the 1950s and 1960s by F. A. Vigdorova express the author's pragmatic, pedagogical, and axiological views, as well as demonstrate the socialist attitudes of the state, close to the writer, and they are used in direct and figurative meanings with various connotative shades.
References
- Апресян Ю. Д. Фундаментальная классификация предикатов // Языковая картина мира и системная лексикография / отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянских культур, 2006.
- Бежевец М. К. Образ учителя вчера и сегодня. Проблема учительства в повести Ф. А. Вигдоровой «Мой класс» // Литературная педагогика и читательская грамотность: новые форматы и практики: материалы международной научно-практической конференции (г. Елабуга, 26 октября 2022 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022.
- Булыгина Т. В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов / отв. ред. О. Н. Селиверстова. М.: Наука, 1982.
- Бызова О. М. Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920-1930-е гг. // Вестник Московского государственного строительного университета. 2012. № 6.
- Иоанесян Е. Р. Один класс предикатов, отражающих концептуализацию времени как ресурса // Научный диалог. 2021. № 8.
- Искренкова М. С. Грамматический подход к дополнительной предикации // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей LXV международной научно-практической конференции (г. Пенза, 15 июня 2023 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2023.
- Куличева Е. В. Репрезентация концепта «МУЗЫКА» в творческом наследии Ф. А. Вигдоровой 1950-1960-х годов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2022. № 1.
- Леденёва В. В. О предикации в текстах В. Астафьева (на материале рассказа «Трофейная пушка») // Отечественная филология. 2024. № 3.
- Леденёва В. В. Предикатный «конвой» в персонажной зоне повести «Островитяне» Н. С. Лескова // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сборник научных трудов по итогам международной научной конференции, посвященной памяти д. филол. н., профессора К. А. Войловой (г. Москва, 25 февраля 2019 г.). М.: Московский государственный областной университет, 2019.
- Леденёва В. В. Состав и стилистические функции глагольной лексики в письмах 90-х годов ХIХ века Н. С. Лескова: монография. М.: Изд-во Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова, 2009.
- Розенблюм О. М. «Но от знания до поведения тоже есть путь, и немалый»: образ писателя-защитника в воспоминаниях о Фриде Вигдоровой (1965-1966) // Семиотика поведения и литературные стратегии. Лотмановские чтения – XXII. Серия «Monumenta Humanitatis: Чтения ИВГИ – ИВКА – ЦТСФ». М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2017.
- Серебрякова Е. Г. Идентичность «защитник» в социальной и профессиональной практике Фриды Вигдоровой // Обсерватория культуры. 2019. № 16 (1).
- Силуянова А. И. Диалог и монолог в языковой композиции повести Ф. А. Вигдоровой «Мой класс» // Язык как материал словесности: XXII научные чтения (г. Москва, 26 октября 2019 г.). Казань: Бук, 2019.
- Черняк В. Д. Материнский дневник как документ времени // Проблемы онтолингвистики – 2018: материалы ежегодной международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 20-23 марта 2018 г.). Иваново: ЛИСТОС, 2018.
- Шаповалова Т. Е. Дополнительная предикация в простом предложении с временными отношениями // Шаповалова Т. Е. Этюды о времени: избранные статьи. М.: Московский государственный областной университет, 2022.
- Шаповалова Т. Е. Слитная предикация в художественном тексте // Номинация и предикация в современном русском языке: коллективная монография / отв. ред. Т. Е. Шаповалова. М: Постатор, 2024.
- Шваб М. М. Реформы в системе школьного образования СССР в 30-е гг. XX в. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-6.
Author information
About this article
Publication history
- Received: November 10, 2024.
- Published: December 24, 2024.
Keywords
- глагольная лексика
- акциональные глаголы
- слово «школа»
- авторская лексикография
- язык и стиль Ф. А. Вигдоровой
- verbal vocabulary
- action verbs
- the word "school"
- author's lexicography
- language and style of F. A. Vigdorova
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC