A model for teaching professional dialogue to foreign students of medical universities based on student mobile video technology
Abstract
The purpose of the study is to develop a model for teaching professional dialogue to foreign medical students using student mobile video technology, on the basis of which it is possible to reconstruct the programs of language disciplines focused on preparing for communication during clinical practice. The article describes the structure and components of the model of teaching professional dialogue to foreign medical students, which is designed using student mobile video technology. The scientific novelty of the research lies in the fact that, based on competency-based, communicative, scenario-strategic, personal, ethnomethodic and systematic approaches, a model of teaching professional dialogue to international students using a new technology of student mobile video is created. This model can be used to organize the language and speech training of future doctors for clinical practice. As a result, it was determined that the model includes target, content, organizational, control and evaluation blocks. The target module covers the list of skills to be developed (formulation of questions, building a dialogue strategy, using verbal and non-verbal means in a specific communication situation) necessary for teaching a medical student professional dialogue in Russian as a foreign language classes. The content block consists of a description of the educational material that forms a professional medical worldview, communicative and ethnosociocultural competencies, as well as the ability to further analyze an organized dialogue. The procedural block is represented by a description of pedagogical conditions, approaches, and the identification of genres of student mobile video technology relevant for this stage of education, contributing to the formation of professional dialogical communication. The control and evaluation stage is represented by three components, each of which is aimed at determining the verification of the level of formation of those competencies that are necessary for a foreign medical student during dialogical communication throughout clinical practice.
References
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Белоглазова Л. Б., Белоглазов А. А., Лобанова М. А., Антонова Н. А. Трансформация методов и приёмов обучения русскому языку как иностранному в условиях цифровизации образования // Вестник Московского педагогического государственного университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61).
- Бердичевский В. А. Альтернативные методы в преподавании русского языка как иностранного // Актуальные вопросы методики обучения русскому языку как иностранному: сборник научных трудов. М.: НОО Профессиональная наука, 2018.
- Бесценная В. В. Учебные возможности мобильного приложения Wechat при обучении РКИ китайских студентов в условиях неязыковой среды (из опыта работы) // Наука и военная безопасность. 2023. № 4.
- Буртусенкова О. М. Формирование диалоговой компетенции студентов бакалавриата технического вуза на основе продуктивного подхода: на материале английского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. СПб., 2014.
- Бутенко Ж. В. Обучение профессиональному общению в полилоге иностранных студентов медицинского вуза: дисс. … к. пед. н. М., 1988.
- Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: автореф. … д. пед. н. М., 2009.
- Гаспарян Л. А. Обучение иноязычному устному речевому общению будущего врача в сфере практического здравоохранения: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2014.
- Дерябина С. А. Актуальные направления методических исследований в области изучения русского языка как иностранного (на материале диссертаций, защищённых на кафедре русского языка и методики его преподавания) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2015. № 2.
- Дмитриева Д. Д. Педагогические условия профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинских вузах // Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3 (20).
- Изаренков Д. И., Мотина Е. И. Текст как источник обучения диалогической и монологической речи. Элементы монолога и диалога в ткани художественного текста // Русский язык за рубежом. 1976. № 2.
- Клобукова Л. П., Майоров Н. Д. Актуальные проблемы формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции иностранных студентов-социологов вузов РФ // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2.
- Колесова Н. Н. Обучение профессиональной русской речи иностранных студентов медицинского вуза (на примере жанра тематической беседы): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2017.
- Королева О. Л. Методическое обеспечение профессионально-ориентированного обучения иностранных студентов-медиков общению на русском языке в процессе подготовки к клинической практике: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2000.
- Кролевецкая Е. Н. Концепция развития полисубъектности будущего педагога в образовательной среде вуза: дисс. … д. пед. н. Белгород, 2023.
- Куриленко В. Б. Методология и методика непрерывного профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных медиков: дисс. … д. пед. н. М., 2017.
- Куриленко В. Б., Просвиркина И. И., Бирюкова Ю. Н., Сапожников П. В. Структура и содержание информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 8.
- Кутузова Г. И. Обучение русской монологической речи нерусских на кинозанятии: дисс. … к. пед. н. М., 1980.
- Манету Ндяй, Нгуен Ву Хыонг Ти, Грунина Е. О. Инновационные технологии в преподавании русского языка как иностранного // Русистика. 2020. Т. 18. № 1.
- Маталова С. В. Модель дидактической системы обучения иностранных студентов-медиков профессиональному общению на русском языке // Вестник Университета Российской академии образования. 2011. № 3 (56).
- Маталова С. В. Обучение иностранных студентов медицинских вузов профессиональному общению на русском языке: автореф. дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2012.
- Мотина Е. И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. Изд-е 2-е, испр. М.: Рус. яз., 1988.
- Поморцева Н. В., Куновски М. Н., Брагина М. А. Интегративная модель межэтнического взаимодействия в академической среде международно ориентированного вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». 2021. Т. 11. № 4.
- Попова А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка как иностранного // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 6.
- Просвиркина И. И., Куликова Е. Ю., Кулешова Р. В. Образовательная этнометодическая модель как способ лингвокультурной адаптации трудовых мигрантов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 1 (224).
- Просвиркина И. И., Ольшевская Ю. В., Омельченко Ю. В. Комбинирование технологий обучения на занятиях по русскому как иностранному // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4.
- Просвиркина И. И., Фролова А. М. Использование интенсивных технологий и методов в системе профессионального обучения русскому языку // Актуальные вопросы современной филологии: монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020а.
- Просвиркина И. И., Фролова А. М. Классификация жанров студенческого мобильного видео, создаваемого на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. Вып. 12. https://doi.org/10.30853/ped20240156
- Просвиркина И. И., Фролова А. М. Обучение иностранных студентов профессиональному общению с применением мобильного видео // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020b. № 5 (228).
- Пугачёв И. А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка иностранцам. М.: РУДН, 2011.
- Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2006.
- Сулабха Кулкарни. Лингвометодические основы обучения русскому словоизменению индийских студентов с родным языком хинди (начальный, средний этапы): дисс. … д. пед. н. М., 1998.
- Сысоев П. В., Филатов Е. М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 2.
- Тряпельников А. В. Использование монтажного листа в работе над развитием речи студентов-иностранцев краткосрочного обучения: дисс. … к. пед. н. М., 1992.
- Хомяков С. А. Современные технологии при обучении РКИ // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 5-1.
- Хурмуз О. В. Методическая модель использования художественных фильмов при обучении русскому языку как иностранному: дисс. … к. пед. н. М., 2019.
- Шершавицкая В. Д. К лингвометодическому обоснованию использования советских художественных кинофильмов при обучении русскому языку иностранных учащихся (на подготовительном факультете вузов СССР): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 1974.
- Ширина Е. Л. Целесообразность комбинирования технологий и методов обучения русскому языку как иностранному в современных академических условиях // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XX международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры белорусского и русского языков учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет». Мн., 2020.
Author information
About this article
Publication history
- Received: November 10, 2024.
- Published: December 24, 2024.
Keywords
- технология студенческого мобильного видео
- русский язык как иностранный
- модель обучения
- профессиональный диалог
- technology of student mobile video
- Russian as a foreign language
- learning model
- professional dialogue
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC