Learning Russian numerals by foreign students (levels A1-A2): difficulties and ways to overcome them
Abstract
The paper addresses the issue of teaching Russian numerals to foreign students at A1-A2 levels. The aim of the work is to identify the main problems faced by non-native speakers when using numerals in speech and to justify a number of recommendations for their solution. The article provides a brief overview of research directions in the category of number in the Russian language, describes the main difficulties encountered by foreign learners at levels A1-A2 when using numerals in speech, and suggests ways to overcome them based on the principles of the communicative-cognitive approach. The scientific novelty of the research lies in the presentation of communicative-oriented grammar exercises developed within the framework of the communicative-cognitive approach with elements of interactivity, in particular, using interactive technologies such as infographics and hypertextuality of educational materials. As a result of the work, exercises for foreign students at levels A1-A2 have been created, which involve the integration of numerals into thematic speech situations. This stimulates students’ communicative skills and contributes to a more solid assimilation of Russian numerals by non-native speakers.
Research materials
- Pinterest. https://kr.pinterest.com/pin/305752262216466401/
References
- Аладышкина Л. В., Шмалько-Затинацкая С. А. Реализация принципов коммуникативно-интерактивного обучения русскому языку как иностранному в учебных пособиях по языку специальности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2024. № 214. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-214-90-100
- Амелина И. О., Ковалева Т. В. Актуализация грамматических навыков в речи инофонов при употреблении числительных // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 3 (39).
- Бабайцева В. В. Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка // Бабайцева В. В. Избранное. Сборник статей. М. − Ставрополь: Изд-во Ставропол. ун-та, 2005.
- Балалыкина Э. А. Числительные как особая часть речи в современном русском языке // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 3.
- Бессчетнова Л. В., Низамова М. Н. Система заданий по изучению числительного на занятиях профессионального русского языка // Вестник Алматинского технологического университета. 2016. № 1.
- Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972.
- Всеволодова М. В. Категория количественности в славянских языках: числительные и квантитативы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2013. № 6.
- Горлова Е. А., Полухина М. О., Ершова О. В. Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 2. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.2.4
- Даниелян М. Г., Никитина Е. А. Интерактивные технологии в обучении РКИ // Современное педагогическое образование. 2022. № 4.
- Демина Л. И. Роль и значение мультимедийных технологий в современном образовании // МедиаVектор. 2024. № 11.
- Дьячкова И. Н. Лингвистические основы изучения русских числительных в иностранной аудитории // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46. № 3.
- Кеворков М. М. Порядковые числительные с точки зрения влияния их на сочетаемость // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. 2024. № 1.
- Киров Е. Ф. Части речи русского языка // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 1999. Вып. 1.
- Киров Е. Ф., Беляева М. В. Местоименные и гибридные части речи русского языка в сопоставлении с немецким языком // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023. № 1 (49).
- Максимова О. В. К вопросу о работе с числительными на начальном этапе обучения РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе: материалы докладов и сообщений XХVIII международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2023 г. СПб., 2023.
- Музыченко Н. Г. Особенности изучения русских числительных на занятиях РКИ // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 20-21 мая 2010 г. / редкол.: С. И. Лебединский и др. Мн.: БГУ, 2010.
- Пальмова Е. А. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранного языка в вузе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2022. № 1.
- Пашкова М. Н., Волэйко Т. А. Теоретические основы использования интерактивных методов обучения в РКИ: когнитивный и коммуникативный подходы // Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы / под общ. ред. С. А. Вишнякова. М., 2023.
- Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956.
- Просвирнина И. С. Грамматика числительного в практике обучения РКИ // РКИ в современном мире: актуальные направления и аспекты исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции для преподавателей и специалистов, работающих с иностранными учащимися, Екатеринбурн, 11-12 апреля 2024 г. Екатеринбург, 2024.
- Сенюкова О. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранных студентов в процессе иноязычной речевой деятельности // Язык профессионального общения и лингвистические исследования: сборник статей / отв. ред.: Т. В. Самосенкова, Л. Г. Петрова. Белгород, 2012.
- Третьяк Г. В., Тюрдеева А. И. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранным языкам // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI стагоддзя: материалы 20-й междунар. научной конф., Минск, 21-22 мая 2020 г.: в 2 ч. Мн.: ИВЦ Минфина, 2020. Ч. 1.
- Третьякова Г. В. Когнитивный подход в обучении иностранному языку как мотивационный инструмент для студентов // Сервис Plus. 2021. Т. 15. № 2.
- Ухарцева В. И. Принципы отбора и подачи грамматического материала на занятиях по русскому языку как иностранному (уровень А1-А2) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2022 г. СПб., 2022.
- Храброва О. С., Максимова О. В. Использование инфографики на занятиях по разговорной речи в корейской аудитории (из опыта работы) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XIX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-23 апреля 2021 г. СПб., 2021.
- Чеснокова Л. Д. Имя числительное в современном русском языке: Семантика. Грамматика. Функции. Ростов н/Д: Гефест, 1997.
- Чечулина Л. С., Домрачева А. С. Проблема частеречного статуса порядковых слов // LINGUISTICA JUVENIS: сборник научных трудов молодых ученых / отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2019. Вып. 21: Психолингвистический и лингвометодический аспекты анализа языковых единиц.
- Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л.: Учпедгиз, 1941.
- Шпудейко Л. Н. Реализация положений когнитивного подхода на занятиях по иностранному языку в учреждении образования технического профиля // Профессиональная иноязычная подготовка специалистов в вузе: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции (с международным участием), Брест, 25 ноября 2022 г. / под общ. ред. В. И. Рахубы, редкол.: С. В. Венскович и др. Брест: БрГТУ, 2022.
- Якимова А. В. К вопросу методики изучения падежной системы количественных числительных русского языка в иностранной аудитории // Амурский научный вестник. 2021. № 1.
Author information
About this article
Publication history
- Received: August 30, 2025.
- Published: November 1, 2025.
Keywords
- русские числительные
- русский язык как иностранный
- обучение грамматике
- коммуникативно-когнитивный подход
- интерактивные технологии
- Russian numerals
- Russian as a foreign language
- grammar instruction
- communicative-cognitive approach
- interactive technologies
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC