• Original research article
  • November 1, 2025
  • Open access

Learning Russian numerals by foreign students (levels A1-A2): difficulties and ways to overcome them

Abstract

The paper addresses the issue of teaching Russian numerals to foreign students at A1-A2 levels. The aim of the work is to identify the main problems faced by non-native speakers when using numerals in speech and to justify a number of recommendations for their solution. The article provides a brief overview of research directions in the category of number in the Russian language, describes the main difficulties encountered by foreign learners at levels A1-A2 when using numerals in speech, and suggests ways to overcome them based on the principles of the communicative-cognitive approach. The scientific novelty of the research lies in the presentation of communicative-oriented grammar exercises developed within the framework of the communicative-cognitive approach with elements of interactivity, in particular, using interactive technologies such as infographics and hypertextuality of educational materials. As a result of the work, exercises for foreign students at levels A1-A2 have been created, which involve the integration of numerals into thematic speech situations. This stimulates students’ communicative skills and contributes to a more solid assimilation of Russian numerals by non-native speakers.

Research materials

  1. Pinterest. https://kr.pinterest.com/pin/305752262216466401/

References

  1. Аладышкина Л. В., Шмалько-Затинацкая С. А. Реализация принципов коммуникативно-интерактивного обучения русскому языку как иностранному в учебных пособиях по языку специальности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2024. № 214. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2024-214-90-100
  2. Амелина И. О., Ковалева Т. В. Актуализация грамматических навыков в речи инофонов при употреблении числительных // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 3 (39).
  3. Бабайцева В. В. Гибридные слова в системе частей речи современного русского языка // Бабайцева В. В. Избранное. Сборник статей. М. − Ставрополь: Изд-во Ставропол. ун-та, 2005.
  4. Балалыкина Э. А. Числительные как особая часть речи в современном русском языке // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Т. 151. Кн. 3.
  5. Бессчетнова Л. В., Низамова М. Н. Система заданий по изучению числительного на занятиях профессионального русского языка // Вестник Алматинского технологического университета. 2016. № 1.
  6. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972.
  7. Всеволодова М. В. Категория количественности в славянских языках: числительные и квантитативы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2013. № 6.
  8. Горлова Е. А., Полухина М. О., Ершова О. В. Развитие коммуникативных навыков посредством интерактивных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 2. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.2.4
  9. Даниелян М. Г., Никитина Е. А. Интерактивные технологии в обучении РКИ // Современное педагогическое образование. 2022. № 4.
  10. Демина Л. И. Роль и значение мультимедийных технологий в современном образовании // МедиаVектор. 2024. № 11.
  11. Дьячкова И. Н. Лингвистические основы изучения русских числительных в иностранной аудитории // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2024. Т. 46. № 3.
  12. Кеворков М. М. Порядковые числительные с точки зрения влияния их на сочетаемость // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. 2024. № 1.
  13. Киров Е. Ф. Части речи русского языка // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 1999. Вып. 1.
  14. Киров Е. Ф., Беляева М. В. Местоименные и гибридные части речи русского языка в сопоставлении с немецким языком // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2023. № 1 (49).
  15. Максимова О. В. К вопросу о работе с числительными на начальном этапе обучения РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе: материалы докладов и сообщений XХVIII международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 15 апреля 2023 г. СПб., 2023.
  16. Музыченко Н. Г. Особенности изучения русских числительных на занятиях РКИ // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 20-21 мая 2010 г. / редкол.: С. И. Лебединский и др. Мн.: БГУ, 2010.
  17. Пальмова Е. А. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранного языка в вузе // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова, 2022. № 1.
  18. Пашкова М. Н., Волэйко Т. А. Теоретические основы использования интерактивных методов обучения в РКИ: когнитивный и коммуникативный подходы // Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы / под общ. ред. С. А. Вишнякова. М., 2023.
  19. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Учпедгиз, 1956.
  20. Просвирнина И. С. Грамматика числительного в практике обучения РКИ // РКИ в современном мире: актуальные направления и аспекты исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции для преподавателей и специалистов, работающих с иностранными учащимися, Екатеринбурн, 11-12 апреля 2024 г. Екатеринбург, 2024.
  21. Сенюкова О. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении грамматике иностранных студентов в процессе иноязычной речевой деятельности // Язык профессионального общения и лингвистические исследования: сборник статей / отв. ред.: Т. В. Самосенкова, Л. Г. Петрова. Белгород, 2012.
  22. Третьяк Г. В., Тюрдеева А. И. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранным языкам // Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI стагоддзя: материалы 20-й междунар. научной конф., Минск, 21-22 мая 2020 г.: в 2 ч. Мн.: ИВЦ Минфина, 2020. Ч. 1.
  23. Третьякова Г. В. Когнитивный подход в обучении иностранному языку как мотивационный инструмент для студентов // Сервис Plus. 2021. Т. 15. № 2.
  24. Ухарцева В. И. Принципы отбора и подачи грамматического материала на занятиях по русскому языку как иностранному (уровень А1-А2) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20-22 апреля 2022 г. СПб., 2022.
  25. Храброва О. С., Максимова О. В. Использование инфографики на занятиях по разговорной речи в корейской аудитории (из опыта работы) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XIX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-23 апреля 2021 г. СПб., 2021.
  26. Чеснокова Л. Д. Имя числительное в современном русском языке: Семантика. Грамматика. Функции. Ростов н/Д: Гефест, 1997.
  27. Чечулина Л. С., Домрачева А. С. Проблема частеречного статуса порядковых слов // LINGUISTICA JUVENIS: сборник научных трудов молодых ученых / отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2019. Вып. 21: Психолингвистический и лингвометодический аспекты анализа языковых единиц.
  28. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л.: Учпедгиз, 1941.
  29. Шпудейко Л. Н. Реализация положений когнитивного подхода на занятиях по иностранному языку в учреждении образования технического профиля // Профессиональная иноязычная подготовка специалистов в вузе: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции (с международным участием), Брест, 25 ноября 2022 г. / под общ. ред. В. И. Рахубы, редкол.: С. В. Венскович и др. Брест: БрГТУ, 2022.
  30. Якимова А. В. К вопросу методики изучения падежной системы количественных числительных русского языка в иностранной аудитории // Амурский научный вестник. 2021. № 1.

Author information

Nina Nikolaevna Sakalchikova

PhD

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Ekaterina Sergeevna Shternina

PhD

Kyungpook National University, Daegu, The Republic of Korea

About this article

Publication history

  • Received: August 30, 2025.
  • Published: November 1, 2025.

Keywords

  • русские числительные
  • русский язык как иностранный
  • обучение грамматике
  • коммуникативно-когнитивный подход
  • интерактивные технологии
  • Russian numerals
  • Russian as a foreign language
  • grammar instruction
  • communicative-cognitive approach
  • interactive technologies

Copyright

© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)