• Original research article
  • November 30, 2015
  • Open access

THE MOTIVE OF WORLD CREATION IN THE SELF-RECORD OF THE OLONKHO BY G. S. SEMENOV “HERO UOL TUIGUN”

Abstract

The article analyzes the motive of world creation in the self-record of the olonkho by G. S. Semenov “Hero Uol Tuigun”. The mentioned motive is typical for the Vilyuy epic tradition according to which the universe begins with a mat, squirrel’s heel, ear of a two-year she-deer, and then it increases and extends. With the extinction of story-telling, under the influence of written culture the creators of the olonkho texts became to deviate from the canons, to add the new themes relating to the scientific picture of the world.

References

  1. Алгыстаах Айыы аартыгынан: ыйынньыктар, ахтыылар / сост. А. А. Дмитриева, Р. Н. Николаева; отв. ред. С. Д. Мухоплева. Якутск: Бичик, 2012. 160 с.
  2. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.
  3. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989. 256 с.
  4. Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2002. 104 с.
  5. Данилова А. Н. Олонхосут-импровизатор С. Н. Кириллин как автор самозаписи олонхо «Дьурайа Куо» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 2. С. 74-76.
  6. Дмитриева А. А. Локальные особенности в изображении мира в якутском героическом эпосе (на материале олонхо вилюйской группы улусов) // Природа и культура: материалы международной научной конференции (Якутск, 13-15 июня 2012 г.): в 2-х ч. / отв. ред. Н. С. Павлова. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. Ч. 2. С. 20-23.
  7. Дугаров Б. С. Мифология бурятской Гэсэриады: восточные тэнгри. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 227 с.
  8. Дылыкова Р. С. Мифологическая основа эпоса Гэсэр // Филологический сборник: памяти В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998. С. 119-122.
  9. Емельянов Н. В. Мифологические божества в олонхо «Потомки Юрюнг Аар Тойон» и «Баай барыылаах - дух хозяин черного леса» // Мифология народов Якутии. Якутск: Кн. изд-во, 1980. С. 17-20.
  10. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 436 с.
  11. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. Новосибирск: Наука, 2014. 160 с.
  12. Кузьмина А. А. С. С. Егоров как автор самозаписи якутского героического эпоса олонхо // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44). Ч. 2. С. 122-125.
  13. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 2006. 408 с.
  14. Мухоплева С. Д. Типы самозаписей олонхо советского периода (1939-1946 годы) // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2011. № 2. С. 112-119.
  15. Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов (проблемы взаимосвязей) // Тюркологический сборник. М.: Наука, 1981. С. 183-202.
  16. Новгородова Л. И. Тема творения в традиционной культуре якутов (семантика фольклорного и ритуального текста): автореф. дисс. … к.и.н. Якутск, 2000. 24 с.
  17. Оросина Н. А. Самозапись олонхо К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный»: архивный первоисточник и научное издание // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45). Ч. 1. С. 159-162.
  18. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа.) М.: Лабиринт, 1998. 512 с.
  19. Путилов Б. Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. 384 с.
  20. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.
  21. Саха народнай ырыалара. Якутск: Кн. изд-во, 1976. 232 с.
  22. Семенов Г. С. Уордаах мохсогол аттаах Уол Туйгун бухатыыр // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7.
  23. Сидоров Е. С. Улуу буойуттар уон алта ини-биилэр // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 7.
  24. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М.: Индрик, 1997. 456 с.
  25. Уланов А. И. Бурятские улигеры: исполнение, композиция, изображение человека. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1968. 75 с.
  26. Хертек Л. К. Некоторые общие черты в образе коня в тувинском героическом эпосе и в фольклоре народов Евразии // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира: тезисы докладов международной научной конференции 7-8 сентября 2000. Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2000.
  27. Шаракшинова Н. О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Якутск: Издание Якутского филиала СО АН СССР, 1978. С. 20-24.
  28. Ядрихинский П. П. Дьырыбына Дьырылыатта. Якутский эпос. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1981. 200 с.
  29. Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох. Новосибирск: Наука, 1996. 440 с.

Author information

Aitalina Akhmetovna Kuz'mina

Institute of the Humanities and the Indigenous Peoples of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

About this article

Publication history

  • Published: November 30, 2015.

Keywords

  • фольклор
  • эпос
  • олонхо
  • самозапись
  • нюрбинские сказители
  • мотив сотворения мира
  • folklore
  • epos
  • olonkho
  • self-record
  • Nyurbino narrators
  • motive of world creation

Copyright

© 2015 The Author(s)
© 2015 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)