Model of Sociocultural Competence Formation in Foreign Military Personnel When Learning the Russian Language
Abstract
The purpose of the research is to substantiate from a theoretical perspective the model of sociocultural competence formation in foreign military specialists during the preparation course at a military university when learning Russian as a foreign language. The research is novel in that it creates a model of sociocultural competence formation in foreign military specialists, which is built on a level-based approach to teaching the culture of the target language country. The paper describes the organisational and pedagogical conditions of the sociocultural approach to teaching Russian to foreign military personnel, reveals the stages and principles of language teaching as a means of communicating Russian cultural heritage. The content of sociocultural competence can be presented in the form of sociocultural knowledge, experience of communication in Russian, personal attitude to cultural elements, the knowledge of how to use the culture-specific vocabulary of the Russian language in speech in various spheres of communication. As a result, it has been proved that the developed model of sociocultural competence formation in foreign military specialists during the preparation course at a military university is an important foundation for building a methodology for teaching the culture of the Russian language.
References
- Алукаева М. Р., Денисенко В. А. Давайте говорить по-русски: уч. пособие. Изд-е 2-е, стер. М.: Флинта; УрФУ, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482075
- Андрюшина Н. П. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень. М. - СПб.: Златоуст, 2000.
- Бачерикова М. А., Фархутдинова Г. С., Харитонова З. Г. Русский язык - это интересно: уч. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276233
- Белезеко А. Г., Ровба Д. М. Формирование произносительных навыков и совершенствование техники чтения на уроках немецкого языка как второго иностранного // Обучение иностранным языкам - современные проблемы и решения: сб. мат. I Междунар. науч.-практ. конф. им. Е. Н. Солововой (г. Москва, 5-6 ноября 2019 г.) / под ред. М. А. Буровой, А. Е. Буровой. Обнинск: Титул, 2020.
- Белова Т. А. Формирование социокультурной компетенции студентов экономического вуза в процессе преподавания иностранного языка: автореф. дисс. … к. пед. н. Йошкар-Ола, 2011.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника (опыт системно-структурного описания). М.: Рус. яз., 1977.
- Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
- Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: уч. пособие по русскому языку для иностранных студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276265
- Ванягина М. Р. Формирование социокультурной компетенции у курсантов военных вузов в процессе изучения английского языка: автореф. дисс. … к. пед. н. Екатеринбург, 2010.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Индрик, 2005.
- Владимирова Л. В., Кулигина О. В., Сафин Р. Н. Продолжаем изучать русский язык. Базовый уровень: уч. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276259
- Владимирова Т. Е. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Изд-е 22-е, испр. и доп. М. - СПб.: Златоуст, 2001.
- Грибова Н. С. Модель формирования социокультурной компетенции у студентов-медиков в процессе изучения иностранного языка // Вестник Томского государственного университета. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2012. Вып. 6 (110).
- Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика. М.: Издательский сервис, 2005.
- Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дисс. … д. пед. н. СПб., 2001.
- Закотнова П. В. Использование игр при обучении иностранному языку в вузе // Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-та, 2019.
- Замерченко Н. И. Формирование PR-компетентности бакалавров в условиях вуза как средство повышения конкурентоспособности педагога: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2012.
- Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6.
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 2003.
- Лаврентьева И. В. Оценка коммуникативной компетентности будущих социальных работников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2012. Вып. 2.
- Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Изд-е 3-е, стер. М.: Академия, 2007.
- Миронова А. В., Никитина Е. Ю. Теоретико-методологический регулятив подготовки будущих учителей к обучению русскому языку детей-билингвов // Вестник науки. 2022. Т. 3. № 1 (46).
- Муравьева Н. Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Образование и наука. 2013. № 1 (3). DOI: 10.17853/1994-5639-2013-3-121-131
- Новиков А. М. Постиндустриальное общество: монография. М.: Эгвес, 2011.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 2010.
- Пахотина С. В. Формирование социокультурной компетентности студентов неязыковых факультетов педагогического вуза (на примере факультета физической культуры): автореф. дисс. … к. пед. н. Сургут, 2007.
- Петрищева Н. С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов специальности «Юриспруденция» посредством учебных интернет-проектов (английский язык): автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2011.
- Романенко Л. А. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык как иностранный». Благовещенск: ДВОКУ, 2020a.
- Романенко Л. А. Учебный план учебной дисциплины «Русский язык как иностранный». Благовещенск: ДВОКУ, 2020b.
- Рукосуева О. Н. Русский язык: уч. пособие по русскому языку как иностранному. Благовещенск: ДВОКУ, 2020.
- Самчик Н. Н. Развитие социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28).
- Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004.
- Сафонова В. В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2011. № 5.
- Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1 (25).
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Изд-е 3-е. М.: Просвещение, 2005.
- Соловова Е. Н. Преподавание иностранного языка сегодня и завтра // ELT News and Views: The Russian Magazine for English Language Teachers. 1998. № 4 (7).
- Стернин И. А. Концепты и лакуны // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: мат. Междунар. науч. конф. Н. Новгород, 2003.
- Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование // Иностранные языки в школе. 2006. № 4.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: уч. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М., 2000.
- Чернышева А. В. Диалог как форма бытия и понимания культуры: М. М. Бахтин и В. С. Библер // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3-1 (9).
- Швейцер А. Д. Буквальный перевод и интерференция // Перевод и коммуникация / отв. ред. А. Д. Швейцер. М., 1997.
Author information
About this article
Publication history
- Received: January 22, 2022.
- Published: April 29, 2022.
Keywords
- социокультурная компетенция
- русский язык как иностранный
- иностранные военнослужащие
- организационно-педагогические условия
- методика обучения культуре русского языка
- sociocultural competence
- Russian as a foreign language
- foreign military personnel
- organisational and pedagogical conditions
- methodology for teaching the culture of the Russian language
Copyright
© 2022 The Author(s)
© 2022 Gramota Publishing, LLC