• Original research article
  • July 10, 2023
  • Open access

Studying literary texts in the aspect of practical linguoculturology with foreign students in the humanities

Abstract

The research aims to present recommendations for the discipline “Russian as a foreign language” for foreign students at universities in the humanities on the basis of linguocultural analysis of literary texts. The paper, written at the junction of linguoculturology and linguodidactics, examines a number of works by A. S. Pushkin from the methodological perspective in the process of B2-C1 Russian language teaching. The scientific novelty of the paper lies in the fact that it proposes to build a methodology for working with a literary text based on a linguocultural description at the conceptual and linguistic levels using the notion of “concept”. As a result, a course in the study of Russian classical literature in the aspect of practical linguoculturology has been developed within the framework of Russian as a foreign language teaching.

References

  1. Борисова Т. Г., Кузнецова Т. Б. Работа с художественным текстом на уроках русского языка как средство повышения коммуникативной грамотности // Славянские чтения – 2021: сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С. В. Минибаева. Стерлитамак, 2021.
  2. Василюк И. П. О статусе прикладной лингвокультурологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2013. № 4.
  3. Веденина Л. Г. Человек в лингвоэтнокультурном пространстве. М.: Языки славянской культуры, 2017.
  4. Воробьев В. В. Элективный курс «Русский язык в диалоге культур» в аспекте прикладной лингвокультурологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2013. № 2.
  5. Жданова Н. В. Концепт СУДЬБА в русском и английском языках // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2006. № 36.
  6. Зиновьева Е. И. «Лингвокультурология» в системе подготовки преподавателей русского языка как иностранного // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: сб. мат. IV междунар. науч.-метод. конф. Воронеж, 2016.
  7. Ильенко С. Г. Самозванство и случай как содержательно-интегрирующие доминанты художественно-стилевой основы «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5. № 11.
  8. Карпец Е. В., Петрова Н. А. Обучение чтению на уроках русского языка как иностранного. Работа с рассказом С. Г. Козлова «Разрешите с вами посумерничать» // Молодежный вестник ИрГТУ. 2022. Т. 12. № 2.
  9. Конюхова Е. С., Лыткина О. И., Абрамова Г. С. Концепт РУССКАЯ КУЛЬТУРА в мировом пространстве // Русский язык и культура в зеркале перевода. 2022. № 1.
  10. Лыкова Н. Н. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология»: для студентов специализированного юридического вуза по специальности 40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность, уровень специалитета, специализация «Судебная деятельность». Ростов н/Д, 2023.
  11. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 2001.
  12. Проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном вузе: сб. науч. ст. конф. (г. Москва, 29 февраля 2020 г.). М.: Изд-во Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2020.
  13. Проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном вузе: традиции, новации и перспективы: сб. науч. ст. конф. (г. Москва, 18-19 февраля 2022 г.). М.: Изд-во Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022.
  14. Серогодская А. А., Гапонова Ж. К. Ассоциативно-смысловое поле «надежда» в русском и испанском языках (лингводидактический потенциал на занятиях по РКИ) // Актуальные проблемы преподавания русского языка как неродного/иностранного: российские и зарубежные практики: мат. междунар. науч.-метод. конф. (г. Ставрополь, 26-30 сентября 2022 г.). Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2023.
  15. Храброва В. Е. Лабораторно-практические занятия по методике обучения литературе: моделирование уроков изучения художественного произведения с использованием элементов культурологического анализа // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. Вып. 3.

Author information

Elena Igorevna Panina

PhD

MGIMO University, Moscow

About this article

Publication history

  • Received: March 20, 2023.
  • Published: July 10, 2023.

Keywords

  • лингводидактика
  • практическая лингвокультурология
  • русский язык как иностранный
  • русская классическая литература
  • методика работы с художественным текстом
  • linguodidactics
  • practical linguoculturology
  • Russian as a foreign language
  • Russian classical literature
  • methodology for working with a literary text

Copyright

© 2023 The Author(s)
© 2023 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)