Teaching philology to foreign students for achieving pragmatic effects that ensure successful speech communication (using the example of the pragmatic effect of politeness)
Abstract
The purpose of the study is to develop a technology for teaching foreign students-philologists to achieve pragmatic effects by means of the Russian language, ensuring the success of communication. The article defines the range of effects necessary for successful verbal communication, substantiates the special significance of the effect of politeness, clarifies the concept of politeness, establishes the means of expressing its shades – correctness, delicacy, friendliness. The work creates a set of exercises for developing the ability to give an utterance an emphatically polite character. The novelty of the study lies in the fact that it is the first to consider such a phenomenon as the pragmatic effect in relation to the goals and objectives of the course of Russian as a foreign language, describes the effect of politeness in the linguodidactic aspect (which is understood much broader than the use of etiquette means). As a result, the importance of introducing the above pragmatic material for the formation of the pragmatic component of the communicative competence of foreign students-philologists is substantiated, the specifics of the selection, organization, presentation and processing of material at different stages of training are characterized.
References
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018.
- Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2019.
- Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности». Еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивный подход // Вопросы языкознания. 1992. № 6.
- Зольникова Н. Н., Ермакова Е. Н., Юздова Л. П. Обучение речевому этикету на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5.
- Зорина В. В. Формирование навыка русского речевого этикета иностранных слушателей СИБЮИ МВД России (опыт высшей школы) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 7 (75).
- Изаренков Д. И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык за рубежом. 1994. № 1.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Ленанд, 2024.
- Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2015.
- Колотова Н. И., Кофанова Е. И. Формирование прагматической компетенции студентов-филологов в процессе изучения русского языка как иностранного // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 1 (21).
- Комарова Ю. А., Гулевич О. М. Использование прагмалингвистического тренажера для формирования иноязычной социопрагматической компетенции у студентов-филологов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (127).
- Кузнецова Е. Г. Обучение речевому этикету на занятиях по русскому языку как иностранному // Art Logos. 2018. № 2 (4).
- Ларина Т. В. Вежливость как предмет лингвистического изучения // Коммуникативное поведение: сборник научных трудов. Воронеж: Истоки, 2003. Вып. 17.
- Маркова В. А. Коммуникативно-прагматическое поле вежливости: формирующий прагматический эффект и структура // Достижения вузовской науки 2021: сборник статей XVII международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2021.
- Матвеева Г. Г., Ленец А. В., Петрова Е. И. Основы прагмалингвистики. М.: Флинта; Наука, 2013.
- Норман Б. Ю. Прагматический потенциал русской лексики и грамматики. Екатеринбург – М.: Кабинетный ученый, 2018.
- Овчинникова М. В., Колотова Н. И. Формирование прагматической компетенции иностранных студентов на уроках РКИ как условие успешного коммуникативного взаимодействия // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. № 2 (42).
- Пустошило Е. П. Речевой этикет как составляющая дисциплины «Русский язык как иностранный» в учреждениях высшего образования // Лингводидактика: новые технологии в обучении русскому языку как иностранному: сборник научных статей. Мн.: Изд. центр БГУ, 2017. Вып. 4.
- Стернин И. А. Проблемы описания вежливости как коммуникативной категории // Коммуникативное поведение. Вежливость как коммуникативная категория / науч. ред. И. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2003. Вып. 17.
- Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002.
- Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Высшая школа, 2010.
- Щукин А. Н. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Флинта, 2020.
- Юй Цзяминь. Обучение русскому речевому этикету китайских учащихся: I сертификационный уровень: дисс. … к. пед. н. СПб., 2016.
Author information
About this article
Publication history
- Received: November 14, 2024.
- Published: December 25, 2024.
Keywords
- иностранные студенты-филологи
- русский язык как иностранный
- успешное речевое общение
- прагматический эффект вежливости
- foreign students-philologists
- Russian as a foreign language
- successful verbal communication
- pragmatic effect of politeness
Copyright
© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC