Terminological composition of linguodidactic discourse in cross-linguistic comparison (based on English and Russian)
Abstract
The study aims at identifying similarities and differences in the semantic structure of the corresponding terms of Russian and English linguodidactic discourse. Despite the fact that there are several works that identify the complete or partial differences in the semantic structure of the corresponding Russian and English linguodidactic terms, this issue has not been adequately addressed neither in linguistic perspective. The scientific novelty of the research lies in the identification and comprehensive description of discordances in the semantic structure of the corresponding terms of Russian and English linguodidactic discourse. The results of the research allow us to state that one of the distinctive features of a significant number of the analyzed terminology is semantic asymmetry, which is understood as differences in the denotative and/or connotative components of the semantic structure. It was revealed that the semantic asymmetry of the analyzed terminology systems most often manifests itself in two forms – semantic application and connotative asymmetry. The main factors contributing to the development of semantic asymmetry of terminological units of Russian and English linguodidactic discourse are the national peculiarities of scientific traditions, the cultural conditioning of the connotative load of terminological units, and terminological interference, which taken together causes significant difficulties in interlingual professionally oriented communication.
Research materials
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
- Блог российского учителя английского языка и методиста. https://t.me/posle_uroka;
- Блог российского учителя английского языка и методиста. https://t.me/eng_geek.
- Большой толковый словарь русского языка / ред.-сост. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2001.
- Быстрай Е. Б. Формирование фонетических навыков дошкольников // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 2.
- Гречухина З. Р. Формирование речевых умений обучающихся на занятиях по дисциплине «История медицины» // Лингвистика и образование. 2023. № 3. https://doi.org/10.29039/2712-9519-2023-1-61-76
- Карабутова Е. А., Колчинцева Л. Н. Когнитивно-коммуникативно-деятельностный подход к обучению студентов иноязычной речевой деятельности // Высшее образование в России. 2014. № 8-9.
- Мочелевская Е. В. Трудности субъектов образовательного процесса во время обучения аудированию иноязычной речи // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 1 (57). https://doi.org/10.24158/spp.2019.1.17
- Рудякова Т. И. О языковой догадке при обучении рецептивным видам речевой деятельности (на материале английского языка) // Вестник науки и образования. 2019. № 4-2.
- Смурова Т. В. Роль учебной экскурсии в овладении иностранным языком в рамках лингвострановедческого аспекта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-2.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching. L.: Pearson, 2015.
- Topka L.V. Speech Behaviour Analysis in Terms of Holism // Russian Linguistic Bulletin. 2020. № 3 (23). https://doi.org/10.18454/RULB.2020.23.3.11
References
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель, 2010.
- Гич О. Н., Ловцевич Г. Н. Концепты native speaker и носитель языка в английском и русском лингводидактическом научном дискурсе // Russian Journal of Linguistics. 2024. Т. 28. № 3. https://doi.org/10.22363/2687-0088-33656
- Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Игна Я. Д. Развитие терминологической культуры учителя иностранного языка в процессе профессиональной подготовки: дисс. … к. пед. н. Томск, 2020.
- Кезина С. В., Луннова М. Г. Семантическая асимметрия в лексике цвета (на материале славянских языков и их говоров) // Российский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 5. https://doi.org/10.15643/libartrus-2022.5.6
- Кислицына Н. Н. Асимметрия реализации коннотативного потенциала лексем-эквивалентов английского и русского языков // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. № 2. https://doi.org/10.18522/1995-0640-2016-2-233-240
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008.
- Конопелько И. П. Сопоставительный анализ в исследовании и преподавании языка (из опыта Воронежской школы сопоставительных исследований). Воронеж: Ритм, 2019.
- Копыловская М. Ю. Лингводидактическая терминология: проблемы и вызовы современности // Универсальное и национальное в языковой картине мира: материалы V международной научной конференции, Минск, 21-23 октября 2022 года. Мн.: Минский государственный лингвистический университет, 2022.
- Лантюхова Н. Н., Загоровская О. В., Литвинова Т. А. Термин: определение понятия и его сущностные признаки // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. 2013. № 1 (6).
- Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Изд-е 3-е. М.: ЛКИ, 2007.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Изд-е 3-е. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989.
- Порошина А. И. Семантическая аппликация в поэтических текстах М. И. Цветаевой: структура, семантика, функции: автореф. дисс. … на к. филол. н. Челябинск, 2009.
- Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Высшая школа, 1980.
- Решетникова Е. А. Национально-культурный компонент семантики цветообозначений в русском и английском языках // Лингвистическое отечествоведение. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2001. Т. I.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
- Рябухина Ю. В. Междисциалинарное трансграничное пространство и терминологическая интерференция в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Инновационные идеи и подходы к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования: материалы международной школы-конференции, Санкт-Петербург, 27-30 марта 2017 года. СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2017.
- Савчиц А. С. Методика составления учебного двуязычного словаря-глоссария лингводидактических терминов: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2015.
- Соловова E. H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986.
- Шигапова Ф. Ф. Асимметрия семантики и функционирования заимствований и их аналогов (на материале русского слова бойкот и английского boycott) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 11-3 (77).
- Ярославская И. И., Астремская Е. В. Лингводидактические термины в русском языке: социокультурный и сопоставительный аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 2.
- Lewis M. Implications of a Lexical View of Language // Challenge and Change in Language Teaching. Oxford: Heinemann, 1996.
- Littlewood W.Communicative Language Teaching: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
- Richards J. C., Schmidt R. Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics. L. – N. Y.: Longman, 2014.
- Skehan P. A Cognitive Approach to Language Learning. Oxford: Oxford University Press, 1998.
- Thornbury S. An A-Z of ELT A Dictionary of Terms and Concepts. Macmillan Education: Australia, 2006.
- Willis D., Willis J. Doing Task-Based Teaching. Oxford: Oxford University Press, 2007.
Author information
About this article
Publication history
- Received: June 24, 2025.
- Published: July 31, 2025.
Keywords
- терминология лингводидактического дискурса
- семантическая асимметрия
- семантическая аппликация
- коннотативная асимметрия
- терминологическая интерференция
- linguodidactic terminology
- semantic asymmetry
- semantic application
- connotative asymmetry
- terminological interference
Copyright
© 2025 The Author(s)
© 2025 Gramota Publishing, LLC